Хореография и всестороннее развитие ребёнка - Baby-support.ru

Хореография и всестороннее развитие ребёнка

На прошлой неделе Ольга Усова, доцент РАНХиГС и автор программы “Театр танца”, провела вебинар “Хореография и развитие познавательной сферы ребёнка”. В нём она рассказала о своём видении хореографии как о способе личностного развития ребёнка.

Полноценное образование ребёнка строится на пяти обязательных компонентах:

  1. Социально-коммуникативное развитие, то есть развитие способности ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, а также его социализация.

  2. Познавательное развитие, совершенствование способности усваивания нового материала, целеустремлённости, а также отношения к усваиваемому предмету и своим успехам.

  3. Речевое развитие, развитие способности выражать свои мысли посредством слов.

  4. Художественно-эстетическое развитие, формирование вкусов и привычек, характера и нравственных качеств.

  5. Физическое развитие.

Какой образовательный компонент помогают развить танцы? Все пять – хореография развивает каждую из вышеуказанных областей.

Например, последний компонент – физическое развитие. Логично, что занятия танцами положительно сказываются на физическом здоровье и развитии детей. Во-первых, танцы развивают все группы мышц, во-вторых, хореография помогает выработать координационные способности ребёнка, его выносливость и ловкость.

Возьмём другой, художественно-эстетический компонент. Хореография помогает использовать тело для выражения эмоций, которые вызывает музыка. Ребёнок получает удовольствие от движения, а ещё приносит удовольствие тем, кто за танцем наблюдает.

Кроме того, танцы развивают социально-коммуникативную сферу, так как ребёнок учится работать в команде, и речевое развитие, поскольку речь напрямую связана с мелкой моторикой, которая, в свою очередь, зависит от общего физического развития.

Наконец, танцы развивают познавательный компонент. Благодаря танцам дети учатся самомотивации, учатся развиваться, а затем сравнивать свои достижения с тем, что было раньше. И над последним стоит трудиться особенно тщательно.

Танец как способ познания

Давайте представим ситуацию, что в детском саду или в младшей школе решили отказаться от учителя музыки и танцев. Вместо этого детям включили караоке и наняли обычного аниматора, за которым дети должны повторять движения.

С одной стороны, дети так же веселятся, танцуют и занимаются подвижными играми, с другой – у них не формируются навыки познания, ответственности, мотивации. Другими словами, у них не формируется мышление.

Что такое занятие танцами с профессиональным хореографом? Во-первых, это заучивание движений, это постоянная тренировка и совершенствование. Ребёнок запоминает определённые движения, комплектует их в блоки, а затем учит последовательность этих блоков, тем самым развиваясь не только физически, но и развивая мышление.

Занятия хореографией – это тоже работа над собой, совершенствование внутреннего контроля. Благодаря развитию танцевальных способностей ребёнка можно научить саморазвиваться, научить сравнивать себя с самим собой – сейчас и в прошлом.

Умение сравнивать себя с самим собой, умение саморазвиваться и видеть себя в перспективе крайне положительно сказывается на самооценке ребёнка, его положительном и здоровом отношении к самому себе, а также к близким и окружающим.

Получается, что хореография является одновременно развитием и физических данных ребёнка, и его ментальных способностей. Другими словами, научившись добиваться успехов в танце, ребёнок точно так же начнёт достигать вершин в совершенно других делах.

Читайте также: Формируем красивое тело с помощью танца

Что может, что хочет, что есть

Прежде чем начать заниматься с ребёнком хореографией (особенно если речь идёт о дошкольном возрасте), педагогу нужно ответить на три вопроса:

  1. Что может сделать ребёнок? Нужно обратить внимание на его физические данные, ведь у каждого ребёнка они уникальны. У детей могут быть какие-то задержки в развитии: речь, эмоциональная сфера, мотивация, какие-либо проблемы в восприятии информации. Всё это нужно постоянно учитывать.

  2. Что хочет ребёнок? Его мотивация. Если с первым пунктом трудно что-то сделать, то над вторым можно работать. Ольга Усова уверена, что любого ребёнка можно замотивировать – например, через игру.

  3. Что есть у ребёнка? Характер ребёнка, его эмоции и нейрофизическое состояние – всё это тоже может повлиять на занятия хореографией.


Читайте также:
Развитие ребенка в 3 года

Три способа восприятия информации

Итак, мы пришли к выводу, что хореография – это, помимо прочего, развитие мыслительных процессов. Учитель танцев даёт детям практическую информацию о том, как нужно выполнять танцевальные движения. Однако и здесь есть свои нюансы.

Для начала стоит отметить, что дети воспринимают информацию в разном объёме. Если говорить о детях-дошкольниках, то в этом возрасте сильно ощущаются различия в гендерном плане. Мальчики-дошкольники запоминают значительно меньше, чем девочки. Например, девочка за урок способна выучить 6-8 новых танцевальных движений, а “потолок” мальчика – 4 движения.

Соответственно, и обучение хореографии нужно планировать так, чтобы учитывать эти гендерные особенности. Например, если мальчик стоит в паре с девочкой, то им обоим нельзя давать больше 4 новых движений за урок.

А как учителю стоит объяснять материал? Есть три способа его подачи:

  • учитель может показать;

  • учитель может рассказать;

  • учитель может протанцевать движения сам.

Какой из этих способов предпочтительнее? Для каждого параметра движения есть свой способ.

Например, если ребёнок учит последовательность движений, то педагогу лучше показать. В случае, если тренируется амплитуда движения, то лучше всего работает “рассказ”, то есть педагог словами объясняет, что нужно “вытянуться, как ёлочка” или “взмахнуть руками, как это делает большая птица”. И так далее.

Обычно для первоначального запоминания движения хватает одного раза. Затем ребёнку нужно две недели, чтобы сформировать двигательную память. Наконец, ещё две недели детскому организму потребуются для “проживания образа”.

Авторская модель Ольги Усовой

Ольга Усова делит все группы дошкольников и младшеклассников на 4 уровня:

  • 1 уровень – игра – начало театра (младший школьный уровень). Ребёнку нужно показать, что такое танцы. Заинтересовать его и дать ему понять, что он сам может добиться успеха в хореографии. То есть замотивировать.

  • 2 уровень – азбука танца (средний дошкольный уровень). На этом уровне ребёнок нарабатывает танцевальные навыки и развивает себя.

  • 3 уровень – язык танца (старший дошкольный возраст). Ребёнок продолжает изучать танцевальную лексику.

  • 4 уровень – театр танца (подготовишка и младшая школа). Ребёнок начинает исполнять танцы определённой связки, например сказки или спектакля.

Читайте также: Стили танца, которые изменят вашу жизнь


Источник: http://www.proaist.ru/articles/khoreografiya-i-vsestoronnee-razvitie-rebyenka/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *