О "нельзя" и других отрицательных конструкциях

С того самого момента, как я отпустила ребёнка в вольное ползанье по квартире, меня все чаще беспокоит вопрос различных запретов. Особенно это касается употребления слова «нельзя» и прочих «не».

В психологии рекламы (а я кроме рекламы, в этой жизни пока мало чем занималась) всё просто: человек не воспринимает частицу «не» человеку сложно воспринимать частицу «не». Поэтому необходимо заменять отрицательные формы на утвердительные. Думаю, что ребёнку, а тем более ребёнку, который только учится говорить и понимать, делать это ещё сложнее.

Пониманием психологии ребёнка, посредством общения с ним я еще только начинаю заниматься. И вот, что удалось нарыть по поводу этого «нельзя».

 

1. Как можно реже употребляем слово «нельзя».
Как советуют психологи, лучше это делать не более трёх раз в день. Но что же делать? Ведь вокруг столько опасностей.
Заменяем «нельзя» на «можно только». Например, у нас в комнате стоит огромный цветок до потолка, в который чадо так и норовит залезть. Сначала я жутко психовала, потому что оттаскивать его приходилось каждые пять минут. Потом я вспомнила волшебную фразу, которую сказала мама трёхлетней девочки Юли, которая пыталась отнимать игрушки в песочнице у меня пятилетней: «Глазками смотри, а ручками не трогай». Попробуем включить сюда «можно только» - «можно только смотреть на цветок, какой он красивый, какие у него листики».
Заменяем «нельзя» на «опасно». Вместо «не подходи к духовке, она горячая» можно сказать «стой, тут горячо, опасно».
Или другие варианты замены, например, если ребёнок пытается выбежать на дорогу: «Дорога для машин, а мы ходим по тротуару».

 

2.Исключаем из своей речи частицу «не».
Как я и думала, дети ее не воспринимают. Если мы говорим «не трогай», в памяти ребёнка остаётся «трогай». Все отрицания необходимо заменять позитивными утвердительными фразами. В общем, стараемся наблюдать за собой.

 

3.     Вместо запретов объясняем малышу свою позицию
Можно рассказывать ребёнку о своих эмоциях, сообщать о последствиях, рассказывать, почему так поступать плохо. Но объяснять лучше, когда ребёнок спокоен и может выслушать. Важен зрительный контакт (например, можно присесть, чтобы быть на одном уровне с малышом или взять его на руки).

 

4.     Даём ребёнку право выбора
То есть придумываем другой вариант действий с объектом запрета. Например, малыш хочет наступить в туфлях в большую лужу. Говорим ему: «по лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: пойдём домой надевать сапоги или побросаем в лужу камушки? Смотри, как здорово!»

 

5.     Абсолютные запреты должны быть абсолютными.
Непоследовательность родителей может запутать малыша. Сегодня мы запретили ему играть в наш телефон, а завтра дали ему его, лишь бы он не мешал пить чай. Если нельзя один раз, нельзя всегда. Исключений быть не должно.
Кстати, думаю, что самим родителям тоже стоит задуматься над своими действиями. Если ребенку нельзя есть шоколадную конфету, то лучше не делать этого при нём.

 

6.     Обезопасим свою квартиру
Части запретов можно избежать, если убрать большинство опасных предметов. Заглушки в розетки, все тяжести спрятаны подальше, горячие предметы недосягаемы.

Самое сложное во всём этом деле – сохранять спокойствие и терпение, ведь всё это предстоит повторять много-много раз.

Войдите на сайт для добавления комментария


Вход через социальные сети:

Worldlady:
Здравствуйте! А где вы заказывали ткани?
( И снова радость! понедельник, сентября 19, 2016 - 16:29)
Worldlady:
Здравствуйте! А где вы заказывали ткани?
( Ткани понедельник, сентября 19, 2016 - 16:27)
vnov:
Это тонкие черенки для инструментов, продаются в Оби
( Вигвам своими руками понедельник, ноября 23, 2015 - 23:03)
Pusik:
Подскажите пожалуйста, а где найти эти деревянные балки? )))
( Вигвам своими руками понедельник, сентября 14, 2015 - 22:18)
Cvetochek:
Скажите пожалуйста, можно ли фото внутренних швов,где кармашек для палок пришит к стенкам
( Вигвам своими руками вторник, августа 11, 2015 - 14:37)